Как подготовить автомобиль к зимней эксплуатации: советы для водителей

Зимой эксплуатация автомобиля усложняется резкими перепадами температур и ее низкими показателями, обработкой дорожного покрытия агрессивными реагентами, частыми осадками. Подготовка автомобиля к зимней эксплуатации должна проводиться комплексно и своевременно. От ее качества зависит комфорт и безопасность водителя и пассажиров.

Особенности зимней эксплуатации автомобиля

Зимой водитель сталкивается с целым комплексом испытаний для себя и своего автомобиля:
  • зимние дороги не обеспечивают безопасного коэффициента сцепления шин, что требует особой точности в управлении и безотказной работы всех систем автомобиля;
  • низкие температуры осложняют работу узлов и агрегатов, незаметные неполадки могут стать проблемными;
  • атмосферные осадки ухудшают видимость с места водителя;
  • обилие воды во всех фазах и применение химических реагентов в городах снижают ресурс кузова и прочих металлических деталей.
Современные автомобили хорошо приспособлены к работе зимой, но только если техническому состоянию было уделено должное внимание ещё осенью.

Подготовка авто к зиме

Профилактические меры при смене сезона достаточны просты. Они не потребуют больших затрат времени и средств, зато очень эффективны для предотвращения крайне неприятных ситуаций, которые могут стать причиной серьезного ремонта.

Система очистки стекол и зеркал

Обеспечение видимости обзора заключается в заботе о стеклоочистителях, омывателях, а также обогреве зеркал. Для этого необходимо:
  • заменить щётки дворников на зимние;
  • заполнить бачок омывателя незамерзающей жидкостью с соответствующим температурным режимом;
  • провести диагностику системы обогрева зеркал, лобового и заднего стёкол.
Сделать это лучше до наступления заморозков. Менять дворники на морозе неудобно. А если в бочке омывателя залита вода или жидкость с более высоким температурным режимом, система перемерзнет, что может привести к вынужденному ремонту.

Шины

Установка зимней резины предусмотрена законодательством. Летняя резина дубеет при низких температурах, что плохо сказывается на управляемости автомобилем. Зимние шины мягче, они обязательны уже от +5 градусов, а вовсе не только при езде по снегу и льду. В последних двух случаях лучше использовать шипованную резину. Фрикционные «липучки» хороши для очищаемых дорог. А о всесезонных, внедорожных и прочих специальных шинах на обычных автомобилях можно забыть, они не для широкого применения и зимой не работают.

Аккумулятор и электропроводка

Если батарея отработала три года и более, не являясь при этом изделием премиум класса с большим сроком службы, то перед зимой её лучше заменить на новую. Эксперты рекомендуют перед сезоном низких температур полностью зарядить аккумулятор внешним источником. Все контакты проводки, включая клеммы АКБ, подлежат зачистке и защите специальными смазками. Для труднодоступных мест предусмотрены аэрозольные препараты.

Моторное масло и фильтры

Для зимы из всех масел для двигателя, разрешённых инструкцией, выбирается наименее вязкое при низких температурах. В обозначении вязкости это определяется первым числом. Для средней полосы достаточно показателей 5W-30 или 5W-40, для северных регионов лучше выбирать 0W-40. Там, где зимой низкие температуры продолжительное время, специалисты рекомендуют заменять масло на менее вязкое и масленый фильтр перед сезоном, даже если регламентный срок ещё не подошёл.

Замки и уплотнители

Зимняя подготовка автомобиля предусматривает обязательную обработку замков и уплотнителей, поскольку при резкой смены температуры на минусовую, водитель рискует не попасть в свой автомобиль. Хорошее средство для обработки арматуры дверей – аэрозольный баллончик с универсально силиконовой смазкой. Им и обрабатываются все дверные резинки, механизмы замков дверей и багажника. Защиту надо регулярно обновлять.

Технологические жидкости

Содержимое системы охлаждения двигателя надо менять чётко по регламенту, но если дата совпадает с зимним периодом, то лучше это сделать заранее. Антифриз теряет свои свойства, а перегрев зимой не менее вероятен, чем летом. Важно помнить, если в него ранее доливали воду, то могла снизиться температура кристаллизации.

Тормозная система

Жидкость в гидроприводе тормозов тоже лучше поменять, заодно осмотрев колодки и обслужив суппорты. Зимой очень важно обеспечить равномерность и симметричность торможения. Проверяется также работа ABS и систем стабилизации.

Система обогрева

Подлежит замене салонный фильтр, проверяется работа всех заслонок отопителя и блока его управления. Надо очистить радиатор снаружи, а если замечено снижение эффективности – то и внутри. Большое значение имеет уровень антифриза и отсутствие воздушных пробок в системе.

Обработка кузова

Подготовка автомобиля к зимнему сезону включает в себя:
  • мойку машины снаружи и по салону с просушкой ковриков;
  • устранение всех дефектов ЛКП и покрытий нижней части;
  • покрытие кузова защитно-консервирующим полиролем;
  • обработку арок мастиками и антигравием;
  • нанесение полувысыхающих составов в скрытые полости;
  • окрашивание деталей ходовой части.
Нельзя откладывать устранение следов коррозии на лето, к этому моменту они уже станут непобедимыми без радикальных мер.

Диагностика двигателя

Проверяется работа систем зажигания и питания, заменяются свечи, можно на более «горячие» по калильному числу. При диагностике обращается внимание на все мелкие отклонения параметров от нормы, иначе холодный запуск усложнится. Сомнительные датчики ЭСУД меняются обязательно.

Подвеска

Неровные зимние дороги ускорят в разы износ ходовой, если в ней имеются утратившие ресурс детали. Поэтому зимняя подготовка автомобиля предусматривает полную диагностику подвески с заменой уставших шарниров, опор, амортизаторов и сайлентблоков. Особое внимание уделяется состоянию рулевого управления.

Ремни и патрубки

Приводные ремни, в том числе и ГРМ, заменяются по регламенту или при наличии трещин, потёртостей, выкрашивания материала. Резиновые шланги анализируются на раздутия, трещины и подтекания. Замена осуществляется только на штатные изделия, желательно вместе с хомутами.

Зимний набор автомобилиста

Чётко разделять наборы на зимние и летние не стоит, в автомобиле много чего может внезапно потребоваться. Можно говорить о дополнениях именно для зимы:
  • канистра с резервным топливом;
  • динамическая буксирная стропа с шаклами и карабинами;
  • лопата для уборки снега;
  • щётки и скребки для кузова;
  • немного песчано-гравийной смеси для подсыпки под колёса;
  • бустер для аккумуляторов, в том числе и телефона;
  • провода толстого сечения с зажимами «крокодил»;
  • газовая горелка;
  • запас незамерзайки омывателей.
  • Если планируется дальняя поездка по трассе, стоит укомплектовать свой набор тёплой одеждой, одеялом и простейшим запасом калорийных продуктов. Лишняя масса зимой не так критична, зато любой предмет может очень хорошо выручить в сложной ситуации.
Даже хорошо оснащённый автомобиль сам не справится с зимней дорогой. Поэтому наилучшее решение для безопасности – пройти обучение на контраварийных курсах.  
Договора купли-продажи 2024